В России начались клинические испытания гелий-кислородной смеси от коронавируса. Кому она уже помогла победить инфекцию, телеканалу «МИР 24» рассказал главный анестезиолог-реаниматолог Главного военного клинического госпиталя им. Бурденко Валерий Стец.
— Что представляет из себя гелий-кислородная смесь?
Валерий Стец: Гелий – это газ, который известен с 1868 года. Он был открыл французским астрономом Пьером Жюлем Жансеном, а более 80 лет он используется в медицинских целях. Первоначально его использовали военно-морские силы американского флота для водолазных работ, поскольку гелий обладает особенностью не растворяться в тканях и в крови и вытеснять азот. Это служило основанием для предупреждения кессонной болезни.
С середины 20 века начались работы по изучению влияния на другие органы и системы. Большое влияние оказали работы Николая Бурова, благодаря сотрудничеству с ним мы с 2000-х годов плотно работаем с инертными газами, в частности, с гелием, и достаточно большой опыт накопили его использования при лечении дыхательной недостаточности, в частности, различного рода пневмоний – бактериальных, вирусно-бактериальных, вирусной природы, в том числе ковидной.
— Какие противопоказания? Возраст, например?
Валерий Стец: Возраст не является противопоказанием. Есть ряд примеров использования гелий-кислородных смесей у пожилых людей – мужчин и женщин. У нас были наблюдения, когда 90-летние, 95-летние женщины и мужчины эффективно использовали эти смеси для лечения, в том числе ковида.
— Дозировка рассчитывается индивидуально?
Валерий Стец: В этом вопросе правильней сказать, что стереотипов нет и быть не может. Под каждого пациента должна подбираться индивидуальная программа, и врач, который проводит сеанс ингаляции, например, должен ориентироваться на состояние пациента, в зависимости от этого выбирается режим – длительность, продолжительность, температурный режим.
— Это не постоянное воздействие? Это ингаляции временные?
Валерий Стец: Гелий – это инертный газ, который не вступает в фармакологические или химические взаимодействия в организме. Его эффект основан на физических и тепловых воздействиях на организм. Это очень легкий газ, и гелий-кислородная смесь – 30% кислорода и 70% гелия – раз в пять легче, обычного воздуха.
Эффекты, которые мы видим при ингаляции или вентиляции (мы научились и вентилировать пациентов гелий-кислородной смесью) основаны на этой низкой плотности. Меняется турбулентный поток на ламинарный, смесь проникает гораздо лучше в пораженные участки легких. За счет теплового эффекта оказывает воздействие не только на легочную ткань, но и на сосуды малого круга, на сосуды легких. Улучшается кровоснабжение, перфузия легочной ткани. Комплекс эффектов приводит к положительным моментам.
Эта смесь – это не волшебное средство, это одно из средств, оно используется в комплексе методов, которые мы применяем при лечении дыхательной недостаточности.
— Эта смесь помогает человеку с поражением легких легче дышать?
Валерий Стец: Да, эта смесь помогает нам в работе не только в острых ситуациях, она оказывается эффективной при реабилитационных мероприятиях.
— Эти ингаляции можно использовать для восстановления дыхания? Происходит ли регенерация легких?
Валерий Стец: Исследований достаточно много проведено, активно проводились они и в Швейцарии, и во Франции, и в Германии. Достаточно много работ, но они, как правило, основаны на использовании гелий-кислородной смеси у животных. Мы гораздо дальше продвинулись в этом направлении, и с 2007 – 2008 года используем гелий-кислородную смесь. Ряд наблюдений позволил нам утвердиться в том, что гелий-кислородная смесь может быть полезна.
Мы проводили не только ингаляции теми препаратами, которые существуют на сегодняшний день (они преимущественно отечественного производства), но и с 2014 года у нас появилась уникальная возможность вентилировать пациентов гелий-кислородной смесью: у людей, которые не могут обеспечить себя кислородом самостоятельно, у которых используется ИВЛ, существуют аппараты с гелиевым блоком, которые откалиброваны под гелий-кислородную смесь, и это позволило более точно определить и увидеть эффекты: увеличение дыхательного объема, снижение сопротивления газовой смеси, улучшение растяжимости легочной ткани, улучшение оксигенации, улучшение кровообращения. Благодаря тепловизионной технике мы наблюдаем эти эффекты. На сегодня в арсенале госпиталя мы имеем проводить и вентиляцию гелий-кислородной смесью, и ингаляции.
— Испытания с ковидными пациентами идут параллельно у вас и в академии им. Кирова. На какой стадии это находится? Какой результат можно будет признать хорошим?
Валерий Стец: Мы находимся в стадии разгара исследований, работы достаточно активно ведутся. Собираемся набрать достаточно большой материал, который можно было бы статистически обработать и представить наиболее достоверные результаты, потому что до сего времени у нас были группы по 20 – 30 человек, у которых мы наблюдали ряд эффектов. Сейчас мы собираемся не меньше ста человек исследовать, чтобы представить на суд коллег результаты этой работы.
— Можно предсказать, когда этот метод можно будет использовать массово?
Валерий Стец: Думаю, что уже сейчас можно, поскольку рекомендациями узаконено использование оборудования и гелий-кислородной смеси – она безопасна. В целом ряде учреждений используются эти методики, ряд клиник уже в арсенале имеет оборудование, позволяющее проводить эти ингаляции, подготовленный персонал. Аппараты Института медико-биологических проблем – «Ингалит», а также новый аппарат «Бризлайт» позволяют не только врачам его использовать. Они очень простые в использовании, там не требуется длительная подготовка. Достаточно пройти небольшой инструктаж медперсоналу, чтобы использовать эти смеси.
Источник: https://mir24.tv/news/16477443/lechenie-koronavirusa-komu-i-kak-mozhet-pomoch-gelii-kislorodnaya-smes